Clement Graffe (clement) wrote,
Clement Graffe
clement

Categories:

Парные святые

Босвелл поднимает любопытную тему парности святых, причем не только и не столько святых, живших или претерпевших вместе (сестры свв. Марфа и Мария, братья свв. Гервасий и Протасий, пара свв. Сергий и Вакх, госпожа и рабыня свв. Перепетуя и Фелицата), но святых, об"единенных только общественным сознанием. Подобное соединение выражается в послвящении церквей обоим, в регулярном совместном изображении на картинах и фресках... Классический пример - свв. Пётр и Павел (чего стоит одна Петропавловская крепость). Еще одна устойчивая пара - свв. Екатерина и Варвара (про церкви не знаю, основываюсь на живописи). Вот, к примеру, диптих Кранаха:


Отдельная тема - парные святые-тезки свв. Иоанны (Креститель и Евангелисты), и менее известные свв. Феодоры (упомянуты Босвеллом, примеров парного изображения солдата и генерала я пока не нашел).

Свв. Иоанны (триптих Мемлинга, можно также вспомнить гентский алтарь братьев Ван Эйк):


Update 1: Еще иногда вместе изображают свв. Георгия и Маргариту. Связано это с тем, что и тот, и другая "классически" представлены в обществе дракона, что привело к поздней идентификации св. Маргариты с принцессой, освобожденной св. Георгием. Тем не менее, это не таже парность, что у свв. Петра и Павла, свв. Варвары и Екатерины, ибо все известные мне случаи совместного изображения свв. Георгия и Маргариты подпоадают под одну из следующих категорий: 1) жанровая сцена из жизни летающих рептилий, 2) св. Георгий как атрибут св. Маргариты, 3) как покровители разных лиц (но так могут изображаться любые святые).

Update 2 (от chingachgukа): Почему-то часто в церквях рядом изображают Марию Магдалину и Александра Невского.
Совсем не понимаю почему. Единственная идея - может быть Мария и Александр - были имена людей, которые вложили средства в постройку...
С этой парой похоже по большому счету разобрались. Александр Невский и Мария Магдалина были покровителями императорской фамилии (Александр I и Мария Феодоровна, мать его; Александр II и Мария Александровна, жена его; Александр III и Мария Феодоровна, жена его). Тем не менее, найден складень 1794 года, оформленный (оклад?) в 1882, с изображением этой пары.



Икона "Святой равноапостольный царь Константин,святой Великий князь Александр Невский,святая равноапостольная Мария Магдалина".Дерево, масло, 1860-е гг. 89х71 см, Нижнетагильский музей-заповедник


Икона XIXв. Москва.

Update 3 (спасибо koukhto): В комментариях koukhto приводится длинный список святых в группах, отсканированный из словаря Холла. Рассматривая этот список, пришел к выводу, что святые группировались по следующим принципам:

  1. единое житие, или же житие одного из святых, также упоминающее другого. Примеров миллион, среди прочих - Косьма и Дамиан, Перепетуя и Фелицата, Себастьян и Ирина.
  2. принадлежность к стандартной и фиксированной группе (двенадцать апостолов, четыре отца Церкви, четыре евангелиста, четырнадцать святых защитников)
  3. принадлежность к одному монашескому ордену. Свв. Франциск, Клара и Антоний Падуанский - францисканцы. Свв. Доминик, Схоластика, Пётр-мученик и Екатерина Сиенская - доминикамцы, и т.д.
  4. покровительство одному и тому же городу или ремеслу. Защита от одного и того же. Примеры: Себастьян и Рох (против чумы), Андрей и Лонгин (Мантуя).
  5. тезки. Примеры: свв. Екатерина Александрийская и Екатерина Сиенская; свв. Иоанн-Креститель и Иоанн-Евангелист; свв. Феодоры.
  6. только для пар: как противопоставление взаимодополнительных качеств, представляемых каждым из святых. Примеры: св. Варвара и св. Екатерина - гражданская и духовная власть государства; свв. Франциск и Доминик - монашество деятельное и монашество созерцательное (ср. свв. Марфа и Мария); свв. Пётр и Павел - иудеи и язычники.


Еще примеры?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments