Clement Graffe (clement) wrote,
Clement Graffe
clement

Categories:

Петрус Кристус

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15

Одна из наиболее известных картин Петруса Кристуса, входящая во все известные мне книги, посвященные его искусству, находится в музее Метрополитен и изображает святого Элигия. Картина очень известная и тем не менее достаточно странная. Немногое, не вызывающее споров основывается на надписи в нижней части картины: m petr[us] xpi me fecit a 1449 - мастер Петрус Кристус меня сделал в 1449. Также понятно, что действие происходит в ювелирной лавке, а в руке у сидящего мужчины и на его столе - кольца, наводящие на мысль о таинстве венчания. Следующее обсуждение основывается на статье Дианы Волфтал.




По одной из версий, выдвинутой Петером Шабакером, сидящий мужчина - св. Элигий, покровитель ювелиров. Подобную картину могла заказать гильдия ювелиров для своей часовни. Известно, что часовня была перестроена в 1449. На святость ювелира могут указывать и литургические предметы на полке. Если ювелир - св. Элигий, то неизбежно напрашивается сравнение с весами Страшного суда. С другой стороны, Бауман и др. предположили, что речь идет о жанровой сцене. Так или иначе, даже если ювелир не святой, религиозный аспект картины очевиден, а ее темы: ювелирное искусство и брак.

Уже Фридлендер и Панофский (см. Ван дер Велден) видели в стоящих мужчине и женщине обрученную пару. Женщина указывает на кольцо, мужчина положил руку на плечо дамы, а на первом плане изображен пояс - традиционный подарок жениха невесте. Поза мужчины напоминает позу кавалера на несколько более поздней (1460-1465) гравюре мастера [E.S.] из коллекции Нац. Галереи в Вашингтоне:



Ван дер Велден предложил видеть в паре Марию Гелдерскую, вышедшую замуж в том же году - кроме совпадения дат, на это может указывать герб Гелдре на цепочке мужчины. То, что мужчина расположен справа от женщины не является редкостью (см. Холл).

Вторая пара изображена в круглом зеркале в правом нижнем углу картины. Круглые зеркала весьма популярны у фламандских художников. По мнению Фрэра, кроме того, что зеркало - символ тщеты - оно может использоваться для наблюдения за покупателями - весьма распространенный и сегодня прием. Символическое значение зеркала могло бы быть связано с идеей Страшного суда и Всевидящего ока, не будь зеркало треснувшим:



Шабакер считает, что трещины и капля воды на поверхности зеркала указывают на негативное отношение художника к отражению в зеркале, на то, что отражение - греховно. Более того, мужчина и женщина в лавке противопоставлены паре на улице самим фактом сходства: правая, одетая в темное, фигура в обеих ситуациях слегка повернула голову налево, левая фигура одета ярче и ее голову украшает достаточно замысловатый головной убор. Подобный контраст, изображение греха для оттенения, подчеркивания добродетели центральной фигуры было практически общим местом - мы уже обсуждали этот прием (1, 2, 3). Остается понять по какому принципу противопоставлены пары, т.е., в чем грех двух мужчин. Волфтал считает, что объяснение надо искать в изображении сокола на руке одного из мужчин.

Соколы встречаются в живописи в самых разных контекстах. Я очень рекомендую цикл записей lariviere о Марии Бургундской (начало), где сокол означает право Марии на Бургундию. Тем не менее, одно из наиболее распространенных значений соколиной охоты - любовь. Этой теме посвящена работа Фридман, я же приведу несколько примеров.

Знаменитый кодекс Манессе, первая половина четырнадцатого века (Cod. Pal. germ. 848., 249v) - Конрад, господин Алтштетттена.



Лондон, Британский музей, четырнадцатый век, резьба по кости. Слева - охота, справа - награда кавалера.



Иными словами, сокол указывает на эротический характер взаимоотношений между персонажами. Для Волфтал изображение Кристусом двух мужчин с соколом в треснувшем зеркале указывает на содомский грех.

Более того, в уже обсуждавшейся статье Манка приведен еще один - итальянский - пример картины, заказанной по случаю свадьбы, в которой содомиты служат фоном. Речь идёт о Дони Тондо Микеланджело, написанном по случаю свадьбы Анджело Дони и Маддалены Строцци (около 1503, Флоренция, Уффици). Для Манки указанием на характер отношений между обнаженными фигурами указывает не только их нагота, но и позы, касание тел и жесты. Тем самым, Микеланджело связывает гомосексуальное поведение с языческим миром, которому противопоставлено Святое семейство.



Противопоставление гомосексуального и гетеросексуального поведения не было чем-то неизвестным. Босвелл приводит примеры поэм двенадцатого-тринадцатого века, написанных в виде диспутов между Еленой, отстаивавшей любовь к женщинам, и Ганимедом, отстаивавшим любовь к мальчикам. Известны и аналогичные тексты шестнадцатого века. Более того, уже святой Бернардин Сиенский (1380 - 1444) предостерегал, что неженившиеся вовремя мужчины станут содомитами.





  • Guy Bauman. “Early Flemish Portraits: 1425–1525.” The Metropolitan Museum of Art Bulletin 43,. no. 4 (Spring 1986).
  • Jean-Claude Frère. Les Primitifs flamands, Paris : Terrail, 1996
  • Mira Friedman, "The Falcon and the Hunt: Symbolic Love Imagery in Medieval and Renaissance Art" in M. Lazar and N.J. Lacy, The Poetics of Love,Fairfax, Virginia, 157-175
  • Joseph Manca, "Sacred vs. Profane: Images of Sexual Vice in Renaissance Art", Studies in Iconography", 13, 1989-1990, pp. 145-190
  • Peter H. Schabacker, "Petrus Christus 'Saint Eloy': Problems of Provenance,
    Sources and Meaning." Art Quarterly 35 (1972):
    103-120.
  • Hugo van der Velden, "Defrocking St Eloy: Petrus Christus' Vocational Portrait of a Goldsmith," Simiolus, 26 (1998), pp. 268-269, doc. no. 2.
  • Diane Wolfthal “Picturing Same-Sex Love: Images by Petrus Christus and the Housebook</span> Master,” in Troubled Vision: Gender, Sexuality, and
    Sight in Medieval Text and Image
    , ed. by Robert Mills and Emma Barker (Hampshire: Palgrave Macmillan, 2004), 17-46

Tags: Микеланджело Буонаротти, Петрус Кристус, Содом, гей, двенадцатый век, искусство, кодекс Манессе, мастер E.S., пятнадцатый век, святые, тринадцатый век, четырнадцатый век, шестнадцатый век
Subscribe

  • Prague Pride 2014

    Оригинал взят у tabyla_rasa в Prague Pride 2014 В этом году с 11 по 17 августа в Праге будет проходить неделя гордости и субботний…

  • Эдмон Лебел

    Последние пару дней всё никак не могу оторвать взгляд от этого старого снимка: Этот сделанный около 1874 года снимок, был выполнен Эдмоном…

  • Монреаль

    Совсем забыл рассказать. В конце августа был вместе с аспирантом в Канаде, в Кингстоне. Поскольку попасть из Европы в Кингстон напрямую оказалось…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments

  • Prague Pride 2014

    Оригинал взят у tabyla_rasa в Prague Pride 2014 В этом году с 11 по 17 августа в Праге будет проходить неделя гордости и субботний…

  • Эдмон Лебел

    Последние пару дней всё никак не могу оторвать взгляд от этого старого снимка: Этот сделанный около 1874 года снимок, был выполнен Эдмоном…

  • Монреаль

    Совсем забыл рассказать. В конце августа был вместе с аспирантом в Канаде, в Кингстоне. Поскольку попасть из Европы в Кингстон напрямую оказалось…