?

Log in

No account? Create an account
Петрус Кристус - По следам св. Эльреда...
Декабрь 14, 2005
11:23 pm

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Петрус Кристус
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15

Одна из наиболее известных картин Петруса Кристуса, входящая во все известные мне книги, посвященные его искусству, находится в музее Метрополитен и изображает святого Элигия. Картина очень известная и тем не менее достаточно странная. Немногое, не вызывающее споров основывается на надписи в нижней части картины: m petr[us] xpi me fecit a 1449 - мастер Петрус Кристус меня сделал в 1449. Также понятно, что действие происходит в ювелирной лавке, а в руке у сидящего мужчины и на его столе - кольца, наводящие на мысль о таинстве венчания. Следующее обсуждение основывается на статье Дианы Волфтал.




По одной из версий, выдвинутой Петером Шабакером, сидящий мужчина - св. Элигий, покровитель ювелиров. Подобную картину могла заказать гильдия ювелиров для своей часовни. Известно, что часовня была перестроена в 1449. На святость ювелира могут указывать и литургические предметы на полке. Если ювелир - св. Элигий, то неизбежно напрашивается сравнение с весами Страшного суда. С другой стороны, Бауман и др. предположили, что речь идет о жанровой сцене. Так или иначе, даже если ювелир не святой, религиозный аспект картины очевиден, а ее темы: ювелирное искусство и брак.

Уже Фридлендер и Панофский (см. Ван дер Велден) видели в стоящих мужчине и женщине обрученную пару. Женщина указывает на кольцо, мужчина положил руку на плечо дамы, а на первом плане изображен пояс - традиционный подарок жениха невесте. Поза мужчины напоминает позу кавалера на несколько более поздней (1460-1465) гравюре мастера [E.S.] из коллекции Нац. Галереи в Вашингтоне:



Ван дер Велден предложил видеть в паре Марию Гелдерскую, вышедшую замуж в том же году - кроме совпадения дат, на это может указывать герб Гелдре на цепочке мужчины. То, что мужчина расположен справа от женщины не является редкостью (см. Холл).

Вторая пара изображена в круглом зеркале в правом нижнем углу картины. Круглые зеркала весьма популярны у фламандских художников. По мнению Фрэра, кроме того, что зеркало - символ тщеты - оно может использоваться для наблюдения за покупателями - весьма распространенный и сегодня прием. Символическое значение зеркала могло бы быть связано с идеей Страшного суда и Всевидящего ока, не будь зеркало треснувшим:



Шабакер считает, что трещины и капля воды на поверхности зеркала указывают на негативное отношение художника к отражению в зеркале, на то, что отражение - греховно. Более того, мужчина и женщина в лавке противопоставлены паре на улице самим фактом сходства: правая, одетая в темное, фигура в обеих ситуациях слегка повернула голову налево, левая фигура одета ярче и ее голову украшает достаточно замысловатый головной убор. Подобный контраст, изображение греха для оттенения, подчеркивания добродетели центральной фигуры было практически общим местом - мы уже обсуждали этот прием (1, 2, 3). Остается понять по какому принципу противопоставлены пары, т.е., в чем грех двух мужчин. Волфтал считает, что объяснение надо искать в изображении сокола на руке одного из мужчин.

Соколы встречаются в живописи в самых разных контекстах. Я очень рекомендую цикл записей lariviere о Марии Бургундской (начало), где сокол означает право Марии на Бургундию. Тем не менее, одно из наиболее распространенных значений соколиной охоты - любовь. Этой теме посвящена работа Фридман, я же приведу несколько примеров.

Знаменитый кодекс Манессе, первая половина четырнадцатого века (Cod. Pal. germ. 848., 249v) - Конрад, господин Алтштетттена.



Лондон, Британский музей, четырнадцатый век, резьба по кости. Слева - охота, справа - награда кавалера.



Иными словами, сокол указывает на эротический характер взаимоотношений между персонажами. Для Волфтал изображение Кристусом двух мужчин с соколом в треснувшем зеркале указывает на содомский грех.

Более того, в уже обсуждавшейся статье Манка приведен еще один - итальянский - пример картины, заказанной по случаю свадьбы, в которой содомиты служат фоном. Речь идёт о Дони Тондо Микеланджело, написанном по случаю свадьбы Анджело Дони и Маддалены Строцци (около 1503, Флоренция, Уффици). Для Манки указанием на характер отношений между обнаженными фигурами указывает не только их нагота, но и позы, касание тел и жесты. Тем самым, Микеланджело связывает гомосексуальное поведение с языческим миром, которому противопоставлено Святое семейство.



Противопоставление гомосексуального и гетеросексуального поведения не было чем-то неизвестным. Босвелл приводит примеры поэм двенадцатого-тринадцатого века, написанных в виде диспутов между Еленой, отстаивавшей любовь к женщинам, и Ганимедом, отстаивавшим любовь к мальчикам. Известны и аналогичные тексты шестнадцатого века. Более того, уже святой Бернардин Сиенский (1380 - 1444) предостерегал, что неженившиеся вовремя мужчины станут содомитами.





  • Guy Bauman. “Early Flemish Portraits: 1425–1525.” The Metropolitan Museum of Art Bulletin 43,. no. 4 (Spring 1986).
  • Jean-Claude Frère. Les Primitifs flamands, Paris : Terrail, 1996
  • Mira Friedman, "The Falcon and the Hunt: Symbolic Love Imagery in Medieval and Renaissance Art" in M. Lazar and N.J. Lacy, The Poetics of Love,Fairfax, Virginia, 157-175
  • Joseph Manca, "Sacred vs. Profane: Images of Sexual Vice in Renaissance Art", Studies in Iconography", 13, 1989-1990, pp. 145-190
  • Peter H. Schabacker, "Petrus Christus 'Saint Eloy': Problems of Provenance,
    Sources and Meaning." Art Quarterly 35 (1972):
    103-120.
  • Hugo van der Velden, "Defrocking St Eloy: Petrus Christus' Vocational Portrait of a Goldsmith," Simiolus, 26 (1998), pp. 268-269, doc. no. 2.
  • Diane Wolfthal “Picturing Same-Sex Love: Images by Petrus Christus and the Housebook</span> Master,” in Troubled Vision: Gender, Sexuality, and
    Sight in Medieval Text and Image
    , ed. by Robert Mills and Emma Barker (Hampshire: Palgrave Macmillan, 2004), 17-46

Tags: , , , , , , , , , , , ,

(46 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
From:roi_s
Date:Декабрь 15, 2005 08:41 am
(Link)
Очень интересно.
[User Picture]
From:clement
Date:Декабрь 15, 2005 09:21 am
(Link)
Большое спасибо за интерес.
[User Picture]
From:kavery
Date:Декабрь 15, 2005 10:07 am
(Link)
Очень интересно. Как раз недавно сама наталкнулась на картину о которой вы рассказали, но пока еще толком не расвмотрела ее, а тут как раз ваш рассказ. Спасибо.
[User Picture]
From:kavery
Date:Декабрь 15, 2005 10:13 am
(Link)
http://www.livejournal.com/users/kavery/471614.html?nc=9
Вот тут вот я недавно тоже выкладывала картину с круглым зеркалом.
[User Picture]
From:kitschcat
Date:Декабрь 15, 2005 11:46 am

любопытство

(Link)
"неженившиеся вовремя мужчины станут содомитами" - когда ж этот момент наступает-то?
[User Picture]
From:kitschcat
Date:Декабрь 15, 2005 12:03 pm

Re: любопытство

(Link)
имела ввиду по мнению Бернардина Сиенского
From:(Anonymous)
Date:Декабрь 15, 2005 06:45 pm

Mirror, mirror on the wall...

(Link)
I wonder if you know that the polished-metal spherical mirrors so abundant in the Flemish oil paintings (including the one you showed above) have recently been the subject of the bittermost feud here in the US. There is the so-called Hockney-Falco theory positing that early perspective drawing were done using such mirrors and that their frequent presence in the paintings is the testimony of the techniques used. You can read about this school of thought in Hockney's 2001 book, "Secret Knowledge" (discussed on http://webexhibits.org/hockneyoptics)
It is one of the most interesting art books I've ever read, regardless of the truth of the claim. It really makes you wonder what do we actually know about the Renaissance art.

Sven Dupre just published a book of harsh critisism of Hockney-Falco optical theory (Optics,... Brill Academic 2005). David Stork has a website dedicated to van Eyck, mirrors, and rebuttals of Hockney etc. You can't imagine what level of passion goes into it. Your sodomites would be amused to learn that the tiniest imperfections in their rendering have been computer analyzed and endlessly discussed.
[User Picture]
From:clement
Date:Декабрь 17, 2005 03:22 pm

Re: Mirror, mirror on the wall...

(Link)
Большое спасибо за ссылку. Я знаю о теории Хокни, хотя саму книгу и не читал. Постараюсь в ходе рождественских каникул посмотреть на приведённы н сайте мнения, и, возможно, книгу Дюпре.

Я - интуитивно - не склонен верить Хокни - но не в силу знания оптики, а в силу недоверия к любым нашумевшим сообщениям. Почему-то повышенное внимание печати у меня вызывает негативное отношение к предмету внимания. Это, конечно, не повод для того, чтобы отвергать или поддерживать предложенную теорию.
[User Picture]
From:rochele
Date:Декабрь 25, 2005 02:22 am
(Link)
Спасибо! А вот еще есть неплохая книга, где связи соколиной охоты с любовным контекстом посвящено некоторое количество страниц - Michael Camille, The medieval art of love.
[User Picture]
From:clement
Date:Декабрь 26, 2005 07:53 pm
(Link)
Большое спасибо и за интерес, и за ссылку, я постараюсь купить Камилла.
From:ex_shoro
Date:Январь 5, 2006 12:28 pm
(Link)
1. всегда так мало времени на чтение жж - а у вас завсегда такие большие посты!:((:))
2. вот я не понял, так что? - нужно считать, что автор первой картины намекает на гомосекуализм жениха?
3. я вам честно скажу, мне вот всегда думалось, что приведённая картина Микель Анджело показывает, как оттеняет, заслоняет уводит на второй план, в фон и пр. девиантные формы поведения... даёт альтернативу - но художник не мог быть столь прост (так скажем), чтобы показывать оттеснение в историю или противопоставление... т.е. воплощение плоти и духа... впрочем, я не знал, что эта картина написана по случаю свадьбы - поскольку тогда в полной силе может быть и приведённое вами описание!:)
[User Picture]
From:clement
Date:Январь 5, 2006 12:40 pm
(Link)
1 ;-)
2 Нет, не думаю. По мнению Волфтал грешная гомосексуальная пара противопоставлена нормативной гетеросексуальной. Тот же принцип, что и у Микеланджело.
3 Почему Вы считаете маловероятным противопоставление?
[User Picture]
From:shkrobius
Date:Февраль 12, 2006 10:07 pm

A propos: more moneylenders and mirrors

(Link)
I was perusing an album today and noticed this painting by Quentin Massys (The moneylender & his wife, 1514).
http://gallery.euroweb.hu/html/m/massys/quentin/2/moneylen.html
Observe how closely this group portrait is related to Cristus's painting of St Eligius, both in the composition and detail. The detail that hit me on the head was the reflection of the man in the concave mirror. This site http://gallery.euroweb.hu/html/m/massys/quentin/2/moneylex.html
claims that it is a self-portrait of the painter. The allusions to the earlier portraits by Cristus and Van Eyck are obvious. What if the couple in Cristus' painting also included a self-portrait of the painter? A poem by Susan Wheeler assumes as much
http://www.bostonreview.net/BR28.5/wheeler.html
It strikes me that the two man in the reflection look quite alike: maybe it is a double self-portrait (the front and the half-turn views of the face of the painter in his youth)?
[User Picture]
From:clement
Date:Февраль 13, 2006 07:03 pm

Re: A propos: more moneylenders and mirrors

(Link)
Как известно, предпринимались попытки увидеть и Ван Эйка в зеркале "Двойного портрета Арнольфини". Если это так, то традиция изображения художника в зеркале могла существовать. Тем не менее, идея двойного автопортрета представляется мне неочевидной - я не знаю ни одного примера подобной практики в интересующий нас период.

[User Picture]
From:koukhto
Date:Февраль 22, 2006 10:47 am

Re: A propos: more moneylenders and mirrors

(Link)
я буду пока высказываться, если Вы не возражаете, кусочками, потому что голова совсем забита другим :(

О примерах двойных автопортретов: я знаю только один, а сколько их "общеизвестно"?
Отмечу, что Лукас Фуртенагель, прожил всю свою жизнь в Аугсбурге.
Furtenagel, Lucas Der Maler Hans Burgkmair und seine Frau Anna. 1527 KHM

Добавление о Св.Элизии. По легенде он сделал кольцо Св.Годеберте. И есть версия, что эта картина - аллюзия на легенду

О монетках. Хорошо бы найти материал, точно описывающий какие именно лежат прямо перед зеркалом...
В американской книге (не раз упоминаемой мной What great paintings.." просто перечислены три монеты со стола: гульден из Майнца, английские angels (что это?) и монеты "Филиппа Доброго"

О том, кто отражается в зеркале: мне лично симпатична версия с тем, что в зеркале изображен художник, причем это человек с соколом, судя по живости его лица (наблюдения подсказывают, что художники изображают себя даже на очень канонических картинах весьма живыми) Книжка думает также, и упоминает, что похожие мужские фигуры встречаются как автопортрет на "других работах Кристуса". Вопрос о том, кто рядом, книжка аккуратно замалчивает.
Рядом с ним может быть любимый, может покровитель, может быть один и другой в едином облике? Что за цепь висит на его груди, можно разглядеть?

Ну и про отражения просто напомню о картине, в отражениях в которой с очень большой вероятностью изображен художник, человек, за пределами доски. Ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале, http://koukhto.livejournal.com/582406.html

P.S. Меня тут сильно стукнуло по голове вот очень фантастической но такой интересной версией.
Я знаю этот головной убор и похожий образ. В виде Изабеллы, второй жены Филиппа.
На картине по Ван дер Вейдену (http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/w/weyden/rogier/18fracop/6isabell.html), наверняка изуродованной копистом.
Еще есть вот этот вариант безвестный и не очень точный (http://www.asn-ibk.ac.at/bildung/faecher/geschichte/maike/bilderkatalog/valois_b/abb3d2.htm)
И главное очень похожий Кристуса:
Christus, Petrus Isabella van Portugal met de H. Elisabeth Groeningemuseum Brugge (этот портрет появлялся в разговорах о путаницах с Елизаветами)
Кто-нибудь кроме нее вообще носил сколь роскошный, столь же и неудобный головной убор?

Может быть все было как просто, так и сложно? Т.е. картина предназначалась как Вы и писали, как указывают книги, для очень конкретных целей, и религиозных и публичных. Посколько публичных, то возможно женская фигура относила зрителя сразу к герцогине, тогда мужчина рядом с ней муж, тут же может быть воспоминание о легенде кольца Св.Годеберты...Только все равно непонятно кто рядом с художником, почему трещина, капля...может капля для "живости", убедительности"? Кстати, "What..." отмечает, что изображение в зеркале у художника не получились, т.е. они не правдоподобны по законам оптики...
И еще я посмотрела к себе в записи и не нашла, к сожалению, никаких таких личных событий в герцогской жизни в 1449 г...ни рождений законных детей, ни незаконных...К этому времени остался в живых единственный сын пары, но по возрасту он не подходит для неизвестного мужчины: ему всего 16...Или подходит? Но пристало ли художнику быть написаным рядом с наследником? Вряд ли...

Что скажете на мои измыслы? Я сильно отвлеклась? :)

P.P.S. Вы знаете, я тут лазаю по своим старым записям, а комменты-то не ходят...я впервые вижу очень много Ваших нестарых комментариев к старым записям :(

[User Picture]
From:clement
Date:Февраль 22, 2006 11:34 am

angels

(Link)
http://www.predecimal.com/p4norman.htm

These remained the standards until 1464 when the cost of the interminable wars coupled with another shortage of bullion caused Edward IV to make further reductions. All the gold coins in circulation were revalued upwards, the noble to eight shillings and four pence, the half noble to four shillings and two pence and so on. Two new coins were introduced, the rose noble with a value of ten shillings and the angel (so-called because of its obverse design depicting St. Michael killing a dragon) given the former value of the noble, six shillings and eight pence. The rose noble was unpopular and was discontinued after a few years but the angel was very popular.

http://www.treasurerealm.com/coinpapers/dictionary/A.html

Ange d'or - A gold coin of France, struck under Philip VI (1328-1350), having on the obverse an Angel standing, and, on the reverse, a floriated cross in a quatrefoil.

{From French ange angel + d'or of gold.}

[France]

Angel - Old English gold coin, first minted by Edward IV, called more fully at first the angel noble, being originally a new issue of the noble.═ It had as its device the Archangel Michael standing upon, and piercing with his lance, a dragon.═ It was worth 6 shillings 8 pence, and weighed 80 grains.═ The design was copied from═ the French angelot or ange, a gold coin first issued by Louis XI.

{From English angel from Latin angelus angel.}

[England]

Angelot - An anglo-gallic gold coin first issued in 1427 by Henry VI of England, and named for the angel device on it.═ It was also a gold coin first issued by Louis XI showing a dragon being speared.═ Copied by England in the form of the angel.
{From Old French angelot diminutive of angele from Latin angelus angel.}

[France]

Если приведённой выше информации можно доверять, то похоже, что - с учетом предположительной даты написания картины (1449) - речь идёт об angelot.
Google Разработано LiveJournal.com